• <Подробнее см. Intel.com

Навыки мышления высокого уровня

Глубокое и осмысленное мышление

Глубокое и осмысленное мышление

В результате широкого распространения компьютеров в 21 веке люди могут использовать технологии для того, чтобы передать машинам все операции, которые могут быть осуществлены ими, а самим заняться инновационным, продуктивным и нравственным мышлением.

Большинство преподавателей согласится с тем, что их ученики не так успешны в этих видах мышления, как бы им этого хотелось. Учебники и другие пособия часто содержат задания, в которых требуется использование лишь таких навыков низкого уровня, как запоминание и извлечение из памяти. Движение в области академических стандартов в последнее десятилетие в значительной степени сместилось в сторону навыков мышления высокого уровня, формируемых в более насыщенной среде обучения. Эти виды навыков могут быть сгруппированы в три категории.

Анализ >
В трактовке Роберта Марцано анализ состоит из выявления соответствий, классифицирования, анализа ошибок, обобщений и спецификации. Включаясь в эти процессы, учащиеся могут использовать то, что они изучают, для продвижения в освоении материала и нахождения способов использования того, что они изучили, в новых ситуациях. Когда люди используют навыки анализа для определения значимости и ценности конкретной информации, они включаются в критическое мышление. Другой тип анализа – это аргументация, представление суждений и доказательств в защиту своего мнения.

Использование знания >
Знание предназначено для использования. Традиционное образование исходит из того, что в процессе обучения учащиеся должны освоить значительный объем знаний. К сожалению, учащиеся редко делают что-то помимо запоминания фактов и аккумулирования того, что философ сэр Альфред Уайтхед назвал «инертным знанием».

Использование знания может приносить ученику и радость и разочарование. Проектное обучение позволяет учащимся сформировать мышление высокого уровня и использовать полученные знания. В эту категорию включаются процессы принятия решений, решения проблем, проведения экспериментальных работ и исследований. Другим типом комплексного мышления, часто описываемого как разновидность решения проблем, является творчество.

Метапознание >
Метапознание, или «мышление о мышлении», относится к умственным процессам, контролирующим и регулирующим человеческое мышление. Метапознание особенно важно для проектного обучения, поскольку учащиеся могут принимать решения о том, какие стратегии и как они могут использовать. Три компонента метапознания включают в себя: ознакомление, планирование и постановка целей и мониторинг. Учащиеся, имеющие представление о метапознании, могут описать то, как они принимают решения и оказываются в состоянии корректировать стратегию, если она по каким-то причинам не срабатывает.

Мышление и данные >
В 21 веке использование данных подразумевает нечто большее, чем сложение чисел и проведение статистического анализа. Оно подразумевает логическое мышление, творчество, сотрудничество и общение. Учащиеся должны научиться думать, надлежащим образом используя данные для того, чтобы принимать правильные решения в своей личной жизни и принимать участие в обсуждение политических, социальных и экологических проблем современности.

Ссылки
Marzano, R. J. (2000). Designing a new taxonomy of educational objectives. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Marzano, R. J. (1998). A theory-based meta-analysis of research on instruction. Aurora, CO: McREL, 1998. lwww.mcrel.org/PDF/Instruction/5982RR_InstructionMeta_Analysis.pdf* Информация на английском языке(PDF; 172 pages)

Навыки мышления высокого уровня

Видеоролики. в данном разделе могут быть представлены материалы на английском языке.

Другие видеоролики.