• <Подробнее см. Intel.com

Обучение мышлению

Обучение мышлению

Развитие навыков мышления у учащихся

Школа всегда была местом, в которые учащиеся должны были правильно мыслить. Раньше считалось, что ученик умеет хорошо думать, если он умел считать и аргументировать свою точку зрения. В 21 веке людям нужно не только это. Сейчас элементарные операции могут осуществляться компьютерами, а школьники должны быть готовыми воспринимать и перерабатывать информацию на работе, в общественной жизни и в быту гораздо более сложными и тонкими способами.

Создание условий для развития мыслительных навыков >
Обсуждение процесса мышления на каждом уроке и на каждом предмете является важным способом развития навыков мышления. Не нужно проводить уроки, посвященные исключительно процессу мышления. Вместо этого нужно мотивировать учащихся к использованию научного или авторского стилей мышления на обычных уроках.

Обсуждение мышления может проводиться в классах любого возраста. Уже в начальной школе учителя могут использовать терминологию, относящуюся к мышлению. Это можно делать, уже задавая такие вопросы, как "Какой может быть точка зрения волка?" или "Как вы можете доказать, что растения на свету растут быстрее, чем в темноте?" Учащиеся более старших классов могут решать более сложные проблемы, выявлять противоречия и анализировать точки зрения, представленные субъективными мнениями.

Последовательное обучение навыкам и стратегиям мышления >
Многие опытные учителя, понимающие важность обучения школьников правильному мышлению, разрабатывают методические системы для работы учащихся над проектами, построенные на принятия решений и решении проблем учащимися. Безусловно, с помощью этого метода часть учащихся может косвенно обучаться использованию мыслительных навыков. Данные исследований показывают, однако, что простое увеличение количество заданий, связанных с этим типом мышления не ведет к существенному их развитию (Beyer, 2000; Swartz, 2000). Эти навыки могут быть сформированы в процессе моделирования, проектной работы под руководством учителя и систематических упражнений в их использовании.

Оценивание навыков мышления >
Развитие навыков мышления на уроке – это непростая задача. Ее решение требует, чтобы сами учителя были творческими, мыслящими людьми, способными определять то, какие навыки мышления необходимы для работы над конкретным проектом, оценивать уровень освоения учащимися этих навыков и создавать систему обучения навыкам мышления высокого уровня. От учителей также требуется умение использовать свое собственное мышление в качестве экспериментальной стадии для помощи учащимся в осмыслении их собственного способа мышления и изучения своих установок в отношении обучения, преподавания и оценки.

На многих уроках мышление учащихся оценивается только по конечному продукту их интеллектуальной деятельности. Считалось, что если, отвечая на вопрос с множественным или двоичным выбором, учащийся выбрал правильный ответ, то он владеет стратегиями успешного мышления, однако, как мы сейчас знаем, это не так. Проблема, естественно, заключается в оценке скрытых психических процессов. К счастью, большинство мыслительных процессов можно оценивать по их внешним проявлениям, не только понятным учителю, но и способствующих формированию навыков мышления у учащихся. Анализируя результаты интеллектуальной деятельности учащегося, такие, как обсуждения, графические средства организации материала и конспекты, учителя могут многое узнать о процессах интеллектуальной деятельности учащихся и использовать эту информацию при разработке способов индивидуального и группового обучения.

Ссылки

Beyer, B. K. (2000). Teaching thinking skills—Defining the problem. In A. L. Costa (Ed.), Developing minds: A resource book for teaching thinking, (pp. 35-40). Alexandria VA: ASCD.

Kincheloe, J. L. (2000). Making critical thinking critical. In D. W. Weil and H. K. Anderson (Eds.), Perspectives in critical thinking: Essays by teachers in theory and practice, (pp. 23-37). New York: Peter Lang.

Perkins, David. (1995). Smart schools: Better thinking and learning for every child. New York: Free Press.

Swartz, R. J. (2000). Thinking about Decisions. In A. L. Costa (Ed.), Developing minds: A resource book for teaching thinking, (pp. 58-66). Alexandria VA: ASCD.

Видеоролики. в данном разделе могут быть представлены материалы на английском языке.

Другие видеоролики.