• <Подробнее см. Intel.com

Концепции мышления

Концепции мышления

Изучение мышления

В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы учителям в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Пока это привело лишь к образованию целого набора терминов, накладывающихся друг на друга и по-разному трактуемых разными авторами. В этом разделе мы познакомим вас с результатами исследований по мыслительным навыкам.

Таксономия Блума >
Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума, включающая в себя шесть навыков, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня. Эти описания используются для того, чтобы помочь учителям и учащимся максимально использовать навыки мышления высокого уровня. Блум приводит следующую иерархию навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Таксономия Марцано >
Роберт Марцано, пытаясь найти решение проблемам, которые он увидел в таксономии Блума, разработал Новую Таксономию Образовательных Целей. Его четыре системы: Я-система, метапознание, познание и область знаний в совокупности образуют процесс обучения. В целом, навыки мышления излагаются здесь в русле его работы.

Стили обучения >
Данные исследований показывают, что в тех случаях, когда учащиеся получают новые знания с помощью различных стратегий обучения, они могут адаптироваться к различным методам обучения. Анализ сстратегий обучения позволяет улучшить мотивацию и результативность обучения. Для описания способов обучения было предложено несколько концепций. Наиболее распространенная концепция различает учащихся с визуальным, слуховым и кинестетическим восприятием. Работа Ховарда Гарднера (Howard Gardner (1993)) по различным типам интеллекта была хорошо встречена многими специалистами в области образования, поскольку в ней выделяются восемь различных областей, в которых учащийся может быть одарен: лингвистическая, логико-математическая, пространственная, телесно-кинестетическая, межличностная, внутриличностная и естественно-научная.

Ссылки

Anderson, L. W. and Krathwohl, D. R. (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman.

Bloom, B.S., (Ed.) (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longmans.

Gardner, H. (1993). Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Harper Collins.

Marzano, R. J. (2000). Designing a new taxonomy of educational objectives. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Модели мышления

Ознакомьтесь с различными концепциями обучения навыкам мышления.

Таксономия Блума >

Таксономия Марцано >

Стратегии обучения >

Видеоролики. в данном разделе могут быть представлены материалы на английском языке.

Другие видеоролики.